Особенности чтения на церковнославянском языке. Повествование о Нерукотворенном Образе О поклонении иконам святым — прп. Иоанн Дамаскин Слово на Рождество прсв. Богородицы и свв. прав. Иоакима и Анны св. Апостол и Евангелист Матфей память св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова св. Апостол Андрей Первозванный и слово свт. Иоанна Златоустаго св. блг. вел. князь Александр Невский блж. Андрей Христа ради юродивый прп. Василий Новый + мытарства прп. Феодоры свмцц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София св. равноап. княгиня Российская Ольга повесть о затворнике, емуже откры Бог о вземлющих милостыню блж. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый |
В наше время вряд ли можно встретить жития святых, живших в XX веке, написанные на церковнославянском языке. Преимущественно на этом языке написаны акафисты и другие тексты жанров церковной гимнографии. Жития создавались в тот период, когда книгопечатание еще не было развито, человечество не умело создавать, читать и понимать языки программного кода для управления техническими устройствами и создания искусственного интеллекта. Однако основным средством борьбы и одержания победы главных персонажей текстов «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12) были не лазерные мечи, автоматы и танки, но молитва и твердое упование на Бога во всех жизненных обстоятельствах. Служение-то одно – Отечеству… Потому и достигали они поразительных высот по слову «начальника и совершителя веры» (Евр. 12:12) – «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Церковнославянский стиль написания текстов не только передает нам отдельные детали жизни святых подвижников, но и по духу своему близок к Богослужебным текстам, слышимым нами в храмах. Потому способен задеть религиозное чувство настолько, что читатель сопереживает и содействует главному персонажу, как сопричастному к славе Божией. Особенно отчетливо это проявляется при чтении известных или поучительных отрывков, носящих притчевый характер, молитвенных воззваний. Эти тексты – исключительные памятники русской агиографии. Избранные жития святых здесь можно отнести и к разряду «ментального чтения» (вслух) – упражнения для тренировки ума с целью формирования навыка уверенного чтения по-церковнославянски. Изначальная цель проекта – познакомить читателя с житиями отдельных святых, преимущественно тех, имена которых мы встречаем в молитвословах. Источником являются Жития Святых святителя Димитрия Ростовского (годы жизни 1651-1709 гг.). Конечно, легче и быстрее, прочитать жития на известных ресурсах, на русском языке в доступном переводе. Это остается делом вкуса и выбора. Применительно к самим текстам хотелось бы поделиться кратким вступлением (в переработке на современный язык) к житиям святых, оставленным в одноименной книге ее автором свт. Димитрием Ростовским: … В пользу душевную, благочестивый Читатель, предлагаются жития, и только одно усердие и желание для чтения требуются. А прочитывая эти тексты, ты не сможешь не удивиться и не преклониться пред мудростью и величием Божиим. В текстах увидишь, насколько различные стези (пути) предложил человеку Бог, ведущие к славе Его. Все и всякого звания и чина люди довольно для себя в этих текстах найдут примеров: … |