Жития святых

Особенности чтения на церковнославянском языке.

Повествование о Нерукотворенном Образе

О поклонении иконам святым — прп. Иоанн Дамаскин

Слово на Рождество прсв. Богородицы и свв. прав. Иоакима и Анны

св. Апостол и Евангелист Матфей

св. Апостол и Евангелист Марк

св. Апостол и Евангелист Лука

память св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

св. Апостол Андрей Первозванный и слово свт. Иоанна Златоустаго

св. блг. вел. князь Александр Невский

прп. Андрей Критский

блж. Андрей Христа ради юродивый

прп. Антоний Печерский

свв. страст. Борис и Глеб

свт. Василий Великий

прп. Василий Новый + мытарства прп. Феодоры

прп. Венедикт Нурсийский

свмцц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

вмч. Георгий Победоносец

прп. Герасим иже на Иордане

свт. Григорий Богослов

свт. Григорий Нисский

вмч. Димитрий Солунский

прп. Еллий монах

прп. Ефрем Сирин

прп. Иоанн Дамаскин

свт. Иоанн Златоуст

прп. Иоанникий Великий

прп. Исаак Сирин

сщмч. Киприан и мц. Иустина

свт. Кирилл Александрийский

прпп. Кирилл и Мефодий

прп. Макарий Великий

прп. Максим Исповедник

прп. Мария Египетская

прп. Матрона

прп. Моисей Угрин

свт. Николай Мирликийский

св. равноап. княгиня Российская Ольга

прп. Пахомий Великий

повесть о затворнике, емуже откры Бог о вземлющих милостыню

вмч. и целитель Пантелеимон

блж. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый

прп. Роман, творец кондаков

прпп. Савватий и Зосима Соловецкие

прп. Сергий Радонежский

прп. Симеон Новый Богослов

прп. Симеон Столпник

свт. Спиридон Тримифунтский

прмч. и исп. Стефан Новый

св. мц. Татиана

св. мч. Уар

прмц. Феврония

свв. мч. Хрисанф и Дария и иже с ними

В наше время вряд ли можно встретить жития святых, живших в XX веке, написанные на церковнославянском языке. Преимущественно на этом языке написаны акафисты и другие тексты жанров церковной гимнографии.

Жития создавались в тот период, когда книгопечатание еще не было развито, человечество не умело создавать, читать и понимать языки программного кода для управления техническими устройствами и создания искусственного интеллекта. Однако основным средством борьбы и одержания победы главных персонажей текстов «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12) были не лазерные мечи, автоматы и танки, но молитва и твердое упование на Бога во всех жизненных обстоятельствах. Служение-то одно – Отечеству… Потому и достигали они поразительных высот по слову «начальника и совершителя веры» (Евр. 12:12) – «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).

Церковнославянский стиль написания текстов не только передает нам отдельные детали жизни святых подвижников, но и по духу своему близок к Богослужебным текстам, слышимым нами в храмах. Потому способен задеть религиозное чувство настолько, что читатель сопереживает и содействует главному персонажу, как сопричастному к славе Божией. Особенно отчетливо это проявляется при чтении известных или поучительных отрывков, носящих притчевый характер, молитвенных воззваний. Эти тексты – исключительные памятники русской агиографии.

Избранные жития святых здесь можно отнести и к разряду «ментального чтения» (вслух) – упражнения для тренировки ума с целью формирования навыка уверенного чтения по-церковнославянски.

Изначальная цель проекта – познакомить читателя с житиями отдельных святых, преимущественно тех, имена которых мы встречаем в молитвословах. Источником являются Жития Святых святителя Димитрия Ростовского (годы жизни 1651-1709 гг.). Конечно, легче и быстрее, прочитать жития на известных ресурсах, на русском языке в доступном переводе. Это остается делом вкуса и выбора. Применительно к самим текстам хотелось бы поделиться кратким вступлением (в переработке на современный язык) к житиям святых, оставленным в одноименной книге ее автором свт. Димитрием Ростовским:

В пользу душевную, благочестивый Читатель, предлагаются жития, и только одно усердие и желание для чтения требуются. А прочитывая эти тексты, ты не сможешь не удивиться и не преклониться пред мудростью и величием Божиим. В текстах увидишь, насколько различные стези (пути) предложил человеку Бог, ведущие к славе Его. Все и всякого звания и чина люди довольно для себя в этих текстах найдут примеров:
– высочайшие власти – подобных себе помазанников Божиих, управивших царство (государство) свое милостию и истиною, церковь Христову защитивших и преумноживших ее;
– пасущие церковь Христову – великих церковных учителей и святителей, славно служивших Богу и подвизавшихся за веру, ныне же с Пастыреначальником своим ликующих;
– уединенное житие избравшие – постников, молитвенников, самовольных страдальцев, и прочих, подвигом восхитивших Царствие Небесное, и ныне веселием того наслаждающихся;
– военачальники и воины – подвижников, которые, служа земным царям, послужили и Небесному, и, одерживая над телесными врагами победы, побеждали и душевных, ныне же с Подвигоположником Христом торжествуют;
– судьи и гражданские управители – любящих правду, и милостивых на суде, не мзду приемлющих и на лицо взирающих, но сирых и убогих равно судящих;
– купцы (предприниматели) – не лихоимцев и скверного прибытка желающих, но праведным приобретением Царство Небесное купивших;
– простолюдины – подобных себе в праведности души, в повседневных трудах и христианских добродетелях жизнь свою проводивших, и до туда достигших, докуда многие со всею своею славою и великолепием не могут взойти.
Осталось только, Читатель, подражать своему примеру, и предложенным путем следовать. Верен же Призвавший нас, что так шествуя, достигнем в те блаженные обители, которые уготовал Бог любящим его, где «несть болезни, несть печали и воздыхания, но нескончаемая радость».